«Развитие памяти и внимания у детей»
24.12.2023«Помнить — это все равно, что понимать,
а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего».
М. Горький.
Память и внимание в жизни ребенка очень важны. Без хорошей памяти ребенок не сможет ничего понять, запомнить, проанализировать. Очень много навыков закладывается именно в дошкольном возрасте, детский мозг — это большая кладовая знаний для учебы в школе и для будущей взрослой жизни. Очень важно обратить внимание на память и внимание ребенка, развивать ее надо с самого рождения, прикладывая к этому дополнительные усилия. Если у вашего ребенка есть проблемы с памятью или вниманием, то не надо откладывать на потом, начинайте заниматься прямо сейчас.
Игры и упражнения по развитию памяти и внимания
- Разложите перед ребенком 10 предметов маленького размера. Разрешите ему рассматривать предметы полминуты. Потом малыш отворачивается, а вы перекладываете 2-5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.
- Предложите лист бумаги с изображением животных разного вида и их домиков. Рисунки изобразите в хаотичном порядке. Попросите ребенка определить, к какому животному какой домик относится.
- Предложите ребенку картинку, в которой одна половина раскрашена разноцветными красками, а вторая не заполнена. Попросите малыша разукрасить вторую половинку так же, как раскрашена первая. Когда ребенок справится с задачей, дайте ему рисунок, на котором вторая половина отсутствует, чтобы малыш дорисовал детали самостоятельно.
- Дайте ребенку взглянуть на ряд цифр. Ряд должен быть непоследовательным. Попросите рассказать, какие цифры он запомнил, и назвать соседей некоторых цифр.
- Возьмите коробку спичек, бусинок, зубочисток или ватных палочек и выложите из них рисунок. Позвольте 3 секунды посмотреть на ваше произведение, затем закройте и попросите его повторить такой же рисунок.
- Придумайте предмет, название которого знакомо ребёнку. Малыш должен полностью охарактеризовать предмет. Попросите называть не только физические характеристики, но и описывать свое мнение о предмете. Он должен не рассказать, а поразмышлять, чтобы ответить на ваш вопрос. (упражнение развивает речь и мышление)
- Возьмите несколько монет или пуговиц, дайте ребенку такое же число таких же предметов. У вас с ребенком содержится по одинаковому набору пуговиц или монет. Попросите отвернуться и выложите предметы на столе в произвольном порядке. Дайте ребенку посмотреть на это полминуты, после чего накройте предметы. Он должен повторить порядок с помощью своего набора предметов;
- Попросите ребенка в деталях рассказать о своей дороге всадик. Пусть он вспомнит детали пути и все интересные для него моменты, включая описание людей, которых он видел.
- Возьмите несколько разноцветных карточек маленького размера и выложите их в порядке, который вам понравится. Попросите посмотреть на карточки, после чего он закроет глаза и перечислит последовательность цветов. Количество карточек со временем увеличивайте.
- Упражнение на запоминание и концентрацию внимания на деталях, а не на общей картине. Распечатайте пять рисунков, которые между собой похожи, но имеют незначительные отличия. Дайте ребенку один рисунок, который он изучит за 30 сек. Теперь перемешайте все рисунки и разложите их на столе. Попросите найти тот рисунок, который вы ему показывали.
- Предложить две картинки ребенку и попросить найти отличия (развивает зрительную память и внимательность).
- Когда идете с ребенком по улице, обращайте еговнимание нанекоторые детали. Для этого подойдут вывески, дорожные знаки, надписи, рекламные щиты. Когда придете домой, попросите воспроизвести на бумаге все, что вы рассматривали.
Рекомендации психолога:
- Помните, что вы, в первую очередь, играете с ребенком, и малыш должен это почувствовать.
- Упражнения проводятся в доброжелательной атмосфере. Используя приемы, не будьте строги к малышу, проявляйте терпение и дружелюбие.
- Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.
- Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут,это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.
Занимайтесь систематически, но никогда не настаивайте на занятиях. Ребенок сам должен изъявлять желание поиграть с вами. Если он себя плохо чувствует или у него нет настроения, оставьте малыша в покое, иначе вы рискуете потерять интерес к упражнениям, что влечет за собой резкое падение эффективности и все приемы станут безрезультатными.