«Использование визуально-ритмических рядов в работе по развитию речи дошкольников»

23.04.2024

Консультация для родителей: «Использование визуально-ритмических рядов в работе по развитию речи дошкольников», подготовила учитель-логопед Садовничая Ирина Юрьевна

Основа всей жизни человека – ритм, данный каждому его

природой, дыханием.

К.С. Станиславский

     Ритм лежит в основе жизни. Ритм смены частей суток, времен года, сердца, дыхания, ходьбы…Ритм – это движение, жизнь, если представить, что ритма нет — остановится жизнь, время, развитие.

   У детей с ограниченными возможностями здоровья часто нарушена ритмическая составляющая речи. Поэтому важно увидеть степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма и построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений. Среди наиболее встречающихся проблем у детей данной категории отмечаются:

  • затруднения при восприятии и воспроизведении простого ритма;
  • затруднения воспроизведения слов не только сложной, но и простой слоговой структуры;
  • нарушение слухового внимания;
  • нарушение произвольного внимания;
  • нарушение общеритмических способностей;
  • нарушение ориентировки в пространстве.

     Современные данные говорят о пространственных представлениях как о базисе, на котором надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребенка- письмо, чтение, счет. Роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в возможности восприятия схем и дальнейшей их перестройке в последовательность сегментов. Также важными предпосылками формирования слоговой структуры слова рассматривают ритмический и динамический параметры, то есть возможности организации серийно-последовательной деятельности.

     Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений.

 Одним из эффективных приемов, обеспечивающих включения необходимых анализаторов является использование в работе учителя-логопеда визуально-ритмических рядов.

     Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Последовательность при выкладывании рядов может быть простая (один –один) и сложная (один – два, два – один; три – два, два – три и т. п.). Элементарная последовательность показывает умение ребенка составлять слова первой слоговой структуры. Если ребенок сможет правильно сделать заданную последовательность, значит, он созрел для того, чтобы соединять элементарные слоги («по-ка», «Пе-тя»), а также переключать внимание с одного слога на другой. После усвоения структуры 1:1 (в 2 – 3 года) можно усложнять задания, предоставив для выполнения структуру 1:2, далее 2:1, 2:1:1 , 3:2 и т.д по усложнению.(4-7 лет). Визуально-ритмический ряд может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд, вертикальный ряд, окружность.

     Для    горизонтального    и    вертикального    рядов    удобно применять дидактическое пособие «Парковка», которое состоит из прямой деревянной линейки — прямоугольника разных размеров, разделённой на 10-12 секторов.

Визуально – ритмическая «Парковка»:

  • улучшает артикуляционную моторику
  • развивает внимание
  • помогает автоматизировать звуки
  • улучшает пространственное восприятие
  • развивает фонематический слух
  • выравнивает психоэмоциональное состояние
  • тренирует память
  • дополняет сенсорное развитие

     Для окружности есть удобная конструкция «Ритмический круг», который представляет собой деревянный круг, разделённый деревянным трафаретом на 12 сегментов. Диаметр круга 25 см. Визуально — ритмический круг способствует:

  • развитию чувства ритма;
  • слухового, зрительного и пространственного восприятия;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие связной речи, запуск речи;
  • автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;
  • коррекция слоговой структуры слова;
  • развитие артикуляционного аппарат;
  • обучение грамоте, обучение чтению;
  • формированию знаний и представлений об окружающем мире.

     Дополнительно используются: камушки «марблс», деревянные фигурки (большие и маленькие разноцветные кружки, квадратики, звездочки и т.д.), различные мелкие конструкторы, деревянные фишки с артикуляционной̆ гимнастикой, нейроладошки, звуковые и буквенные обозначения. Также могут применятся любые мелкие фигурки, пуговицы, карточки, природный материал (шишки, орехи, камни и т.д.).

     Использовать визуально-ритмические ряды нужно по усложнению. Так, следует начать с визуального соотнесения и выкладывания рядов, а затем подключения моторных программ в виде отхлопывания, отстукивания рядов, и постепенно усложняя перейти к проговариваю речевого материала (звукоподражаний, звуков, слогов, слов, составлению предложений и рассказов).

Визуально — ритмические ряды

(«Слоговой и звуковой ряд», «Учим звуки»)

Цель: Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Работа с ними — один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Деткам с такими нарушениями сложно переключаться с одного звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.

Правила игры:

     ВРР может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд,         вертикальный ряд, окружность. Последовательность выкладывания предметов — 1:1 (2-3 года), 2:1, 1:1:1, 1:2 (4-6 лет).

     Начинаем с последовательности 1:1. Вы выкладываете 4 предмета, затем спрашиваете: «Что дальше?». Ребёнок должен понять последовательность и выложить дальше. Затем подсказываем только указательным жестом. Нужно выкладывать не менее 6-ти предметов (идеально 10-12). Если выложить мало, то мы можем не увидеть ошибок ребёнка.

     Сам по себе визуально-ритмический ряд является проверкой логических операций ребёнка (когнитивной сферы). Но мы будем накладывать моторную программу и речь.

     У детей с нарушением слоговой структуры слова (если проблема с переключаемостью) нарушено моторное планирование — умение выполнять целенаправленные, последовательные движения. Мы можем подключить это в работе с ВРР. Выкладываем ряд 1:1, добавляем движения (пальчик-ладошка-пальчик-ладошка…). Также можно добавить речь — переключение со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. Если ряд 1:1, то добавив звуки, получится так: А-У-А-У-А-У…

      Можно использовать при автоматизации звуков, даже если у ребёнка нет нарушений слоговой. Автоматизировать звуки Ш-Ж, выкладывая ряд 1:1 (ШиШка-крыЖовник…). Здесь не стоит цель научить переключаться, скорее разнообразить процесс автоматизации.

«Ритм звуков и движений»

Правила игры: Первый вариант игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка (1:1, 1:2, 1:3, 1:2:3 и др.). Также просим ребёнка отхлопать, оттопать, отстучать, отзвенеть количество движений равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке. Повторить движение, загаданное в ячейке.

«Слоговые ритмы»

Второй вариант игры: разложить в ячейки по 1, 2, 3 камни «марблс», фишки и др. Предложить детям придумать слова с 1, 2 или 3-мя слогами, в соответствии с количеством камешков. Или крутить круг и определить количество слогов (звуков) в выпавшем слове.

«Звуковые ритмы»

Третий вариант игры: необходимо выкладывать камешки на сегменты линейки, круга и произносить слоги, слова и предложения с заданным звуком. Разнообразить можно с помощью различных лексических тем)

Четвертый вариант игры: необходимо выкладывать фишки, в определенном заранее ритме, и произносить дифференцируемые звуки в слогах разного вида (например: [са] и [ша], [аш] [ас]) и словах (рак и лак, сок и шок и др.)

     Таким образом, развитие темпо-ритмической, а также пространственно — временных стороны речи является важным компонентом по формированию слоговой структуры слова у детей, а включение в структуру занятий визуально- ритмических рядов делает процесс усвоения ритма более увлекательным и результативным.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта