«Играем со звуками и буквами»

16.02.2024

Консультация для родителей на тему: «Играем со звуками и буквами», подготовила учитель-логопед Чеснокова Ирина Александровна

        Многие родители торопятся научить ребенка чтению, не уделяя внимания важным и ключевым моментам. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Ясное, осознанное различие звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи-это важный момент, которому необходимо уделить внимание. Но если ребенок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.

         Пяти и шестилетние дети чувствительны к звуковой стороне речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать в слова. Главное – делать это, играя.

         Но где же взять время? Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приема у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.

Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, а также согласных: м, н. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками.

         Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?».

Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук а в словах арбуз, жук, лук? В каких еще словах есть звук а?». Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант или фишку, за ошибку-отдает фант.

        А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант, фишку или то, что считаете нужным именно Вы.

   Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например: «мяч» — «чемодан» — «нос» — «санки» — «игла» и т.д.

     Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали участие несколько человек.

       У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающееся на звук п?». Руку поднимают те, у кого на карточках есть изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображения. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке. Так же можно играть, выделяя последний звук в слове.

      А как дети любят играть со Звукоедиком!

         Познакомьте малыша с ним, если ребенок не слышал о таком персонаже. Скажите: «У звуков есть страшный враг — Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т.д.».

В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)», «стул(л)», «тарелк(а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый (или последний) звук в названиях фруктов: (г)руша, (а)брикос, яблок(о), слив(а).

Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков.

Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,— и кладет фишку на первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал(а), что здесь живет ко-о-от»

         Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок расселяет в домики всех своих знакомых, животных; «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.

         Игру можно еще усложнить: предложите малышу самому построить дом для куклы Маши и других игрушек.

         Все эти игры настольные. Если же ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины (вместо них можете взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите «С-с-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по-своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребенок угадывает: «Сыр».

   Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название, а тот звук, который эта буква обозначает!  

Например, покажите букву и скажите: «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы- «М».  На данном этапе не говорите ребенку- «Эм»!

И еще – знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать, лепить их из пластилина, выкладывать из фасоли, гороха, мозаики, рисовать на песке или снегу палочками.

             Успехов Вам в путешествии по увлекательному миру звуков и букв!

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта